Как стать профессиональным фотографом? Как научиться красиво фотографировать? С чего начать? Где и как проходить обучение? — ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данном посте.

В фотографии, как и в любом другом деле, чтобы добиться успеха, нужно много (и с умом!) работать, настойчиво постигать все тонкости профессии, накапливать опыт, нарабатывать связи и совершать еще целый ряд скучных, но важных действий. Уверяю тебя, мой дорогой читатель, можно смело позабыть все байки на тему «Я успешный фотограф: ничего не делаю, получаю кучу денег, круглый год путешествую, рассказываю анекдоты сексуальным женщинам в красивых купальниках и лениво нажимаю на кнопку спуска затвора». Все эти истории далеки от реальности.
Да, работа фотографа не самая пыльная и тяжелая физически. Да, наша задача — постоянно развивать вкус и создавать красивые изображения, что само по себе может восприниматься не как работа, а как удовольствие. И да, я действительно рассказываю анекдоты сексуальным женщинам в красивых купальниках. Но это не потому, что хочу произвести впечатление, а только потому что мне нужна определенная атмосфера на площадке для достижения конкретного результата.
Все крутые фотографы, с которыми я пересекался и общался, очень серьезно относятся к своему делу и прекрасно разбираются в нюансах создания той или иной картинки. А если они чего-то не знают, то всегда имеют квалифицированного человека в своей команде. Именно это делает их лучшими среди остальных и ценными специалистами в глазах клиентов. Становление профессионального фотографа — сложный многогранный процесс.

Как стать фотографом: с чего начать

1. Прекратите сомневаться
В начале долгого пути это самый важный и самый противоречивый шаг. Вы ведь даже четко не представляете, на что идете, и с чем придется столкнуться. «Получится или нет? А может я зря начинаю? Может мне стоит остаться на текущей работе и продолжать делать знакомые и привычные вещи?» — все эти вопросы вполне разумные и понятные. Но я вас успокою — переживать из-за неопределенности смысла нет. Как все сложится, вам никто не скажет, и от риска никто не избавит. Так что запаситесь оптимизмом и верой в светлое будущее. Они еще пригодятся.

2. Найдите источники вдохновения
Начните работать над своим художественным видением прямо сейчас. Ведь именно творческий почерк будет отличать вас от других фотографов. К тому же процесс поиска себя займет гораздо больше времени, чем освоение технических тонкостей фотографии. Найдите снимки, которые вам нравятся. Это могут быть работы мастера с уже сложившимся стилем. Изучайте его манеру, подмечайте детали.
Наверняка, взгляды на творчество у вас еще поменяются не один раз. Сегодня вы в восторге от креативных коллажей, которые делают Dave Hill или Joel Grimes, а завтра не сможете оторваться от работ Mario Testino, Annie Leibovitz (некоторую информацию о ее творчестве можете посмотреть в обзорной статье «Фотоальбом Vanity Fair Portraits») или чувственных портретов Lindbergh’а. Все индивидуально. Кому-то по душе фотографии природы, а кого-то привлекают коммерческие натюрморты или съемка обнаженной натуры. Ищите свои источники вдохновения.

Как стать фотографом

фотограф: Dave Hill

Как стать фотографом

фотограф: Annie Leibovitz

Как стать фотографом

фотограф: Mario Testino

Как стать фотографом

фотограф: Peter Lindbergh

Как стать фотографом

фотограф: Peter Lindbergh

Как стать фотографом

фотограф: Joel Grimes

Как стать фотографом

фотограф: Ansel Adams

Как стать фотографом

фотограф: Ansel Adams

3. Прислушивайтесь к себе
После того, как вы увидите, насколько разнообразен мир фотографии, у вас начнут появляться свои идеи. Записывайте и развивайте их, экспериментируйте, оттачивайте необходимые навыки, которые подходят выбранному стилю. Смешивайте разные идеи и приемы, создавайте что-то свое, новое, получайте удовольствие от творческого процесса. Смотрите как можно больше актуальных фотографов и мастеров прошлого. Понять, чем именно вы хотите заниматься и чему будете посвящать свое время — добрая половина дела.

4. Снимайте-снимайте-снимайте
Тут все должно быть очевидно. Как стать поваром? — Нужно находиться на кухне и готовить. Для этого недостаточно просмотреть все кулинарные шоу. А как стать столяром? — Правильно, шагом-марш с молотком и рубанком в мастерскую. Как стать профессиональным фотографом? — Фотографируйте. Много фотографируйте, постоянно учитесь и анализируйте работы, а затем снова фотографируйте. Без практики никуда.

Как стать фотографом: про учебу

Чтобы стать профессиональным фотографом, получать профильное высшее образование совсем не обязательно. И доказательств тому множество. Например: французский фотограф Patrick Demarchelier, один из самых ярких мастеров современности, вообще самоучка. Топовый российский fashion фотограф, Данил Головкин, переквалифицировался из дизайнера рекламного агентства. Что касается меня, то я стал фотографировать по совету подруги, даже не подозревая, к чему это может привести в будущем. Возникает разумный вопрос: где тогда учиться и стоит ли это делать вообще? — Давайте поговорим о самых распространенных путях: их преимуществах, недостатках и мифах, связанных с ними.

1. Фотокурсы
Главное преимущество данного способа обучения — системность знаний. Вы можете подобрать программу, которая соответствует вашему профессиональному уровню и материальным возможностям, а также подходит текущему графику занятости. Однако, навыки, которые дают на курсах, как правило, базовые и очень ограниченные. В лучшем случае вы хорошо усвоите азы, которых будет достаточно для старта. На большее особо рассчитывать не стоит.
Основательно подходите к выбору программы и фотошколы. Начните с изучения работ преподавателей. Если вы не можете найти портфолио «учителя», то это серьезный повод насторожиться. Чему вас может научить человек, который сам не умеет снимать, или работы которого вам не особо нравятся? Нужен ли вам вообще такой опыт? Подходите к вопросу выбора фотокурсов комплексно и критически: красивое описание и подходящая цена — это лишь отдельно взятые факторы, которые не дают никаких гарантий. Не спешите принимать решение, рассмотрите альтернативы.

2. Мастер-классы, воркшопы
Отличный способ получить узконаправленную информацию или освоить какой-то технический прием, когда у вас уже есть базовые знания и общее понимание творческого процесса, а также минимальный опыт самостоятельных съемок. Подводный камень заключается в том, что порой эти знания вы не можете применить на практике в дальнейшем, и это никак не способствует развитию вашей карьеры. А может даже наоборот, мешает.
Возьмем, скажем, съемку со смешанным светом и рисование световой кистью. Ну да, узнали вы, как это делается. Ну да, это выглядит необычно. Потом вы еще будете самостоятельно практиковаться, потратите кучу времени и ресурсов. А что в итоге? — Никому кроме вас это умение не нужно, заказчики коммерческих съемок такое творчество далеко не всегда признают, да и сама техника уже сто лет не нова. К выбору мастер-классов и воркшопов надо подходить осторожно. Соблазнов вокруг полно, все кажется интересным. Но прежде ответьте себе на вопрос: действительно ли эти знания пригодны и применимы? Если да, то мастер-класс станет для вас отличным решением, если же нет — возможно, стоит поискать нечто иное.

3. Ассистирование
Бытует мнение, что стать ассистентом фотографа — лучшее решение. Лично я не могу с этим согласиться. Слишком много факторов необходимо учесть. Самый главный из них — отношение мастера к помощнику. Для начала вам нужно осознать, что роль и предназначение ассистента — упрощать жизнь фотографа, а не наоборот. Лично мне банально некогда кому-то что-то объяснять и показывать в процессе работы. Мне нужно, чтобы ассистент всегда был рядом, а также быстро реагировал на любые просьбы и комментарии. Я регулярно прошу забрать или отвезти технику, встретить клиента на входе в студию и поднять тяжелые сумки, налить воды из кулера, в конце концов. Ассистирование на определенном этапе не даст вам практически ничего, и в плане обучения гораздо продуктивней было бы заплатить за урок, чтобы получить самую суть, не отвлекаясь на все остальное.
Ну, вот сами представьте себе, что вы находитесь в студии на моей съемке, о которой заранее вы ничего не могли знать. Вы просто приехали в назначенное время в назначенное место. Может вам даже эта услуга по факту не интересна, например: предметная съемка или корпоративные портреты, в то время как вы мечтаете о карьере в fashion. Я прошу вас немного наклонить софт-бокс, затем повернуть его на несколько градусов и отодвинуть на 10 см вправо, а потом обратно, влево, но на 20 см. Что вы можете понять со стороны? Зачем повернул и зачем вернул обратно? Почему подвинул на 10, а не 20 см? И вообще почему софт-бокс именно такого размера, а также с внешней, но без внутренней рассеивающей насадки, а не, скажем, портретная тарелка или зонт? Но если бы я показал вам предварительный результат на мониторе, объяснил, что меня в нем не устраивает, рассказал о философии работы со светом и обосновал решение передвинуть софт-бокс именно так и именно настолько. А потом бы еще показал результат этих манипуляций и объяснил его, то такое обучение могло бы действительно оказаться полезным. Только проблема в том, что это несовместимо с функцией ассистента.
Надо признать, что ассистирование может дать вам много пищи для размышлений, возможность посмотреть на продакшн высокого уровня, процесс командной работы, контакты в индустрии и много других вещей. В общем, как вы наверное уже успели понять, есть как свои плюсы, так и очевидные минусы. Стоит ли оно того для вас на данный момент? — Далеко не факт. Думаю, что про работу ассистента я сделаю отдельный пост, так что подписывайтесь на обновление блога и следите за новыми материалами.

4. Учеба за границей
Будет честно начать с того, что я очно за границей не учился, но при этом общался с ребятами, которые заканчивали Central Saint Martins, проходили летние курсы в Marangoni и Polymoda, а также я неоднократно консультировался у топовых зарубежных фотографов, так что определенный опыт в этом вопросе у меня все-таки есть, как и четкое понимание, чего стоит и чего не стоит ожидать.
Если коротко, то суть обучения в крутых заведениях сводится к тому, чтобы научить вас творчески мыслить и грамотно проводить исследование информации. То есть по факту вас учат не снимать, а хорошо готовиться к съемкам, что тоже немаловажно. Но в нашем российском менталитете обучение фотографии — это что-то больше про постановку света, работу с моделью, процесс обработки и все в таком духе. На это рассчитывать не стоит. По рассказу одной знакомой, в международных группах русские фотографы всегда самые прошаренные перфекционисты и выглядят как гуру по сравнению с остальными. С ней даже преподаватели консультировались)
Отдавать или нет $10-12K за 3 недели лекций — это решать вам. Лично мне кажется, что за эту сумму лучше лично обойти всех топовых фотографов в Москве и в практическом плане приобрести значительно больше, а нарабатывать контакты за границей и проходить статусное обучение уже тогда, когда вы к этому будете готовы. Поверьте, это вы сами почувствуете, и мое благословение для вас к тому моменту уже не будет ничего решать.
Что я вам действительно порекомендую относительно обучения за рубежом, так это посещать практические мастер-классы и воркшопы от топовых профессионалов (Greg Gorman, например). Как правило, на подобные мероприятия цена более обоснованная, а также легче совместить такое двух-трехдневное обучение с отпуском.

5. Самообучение
Наверное это самый дешевый способ научиться фотографировать, но далеко не самый быстрый и эффективный. В интернете полно бесплатной доступной и очень полезной информации. Проблема состоит лишь в том, что ее избыточно много в самых разных местах и в разном контексте… имеющей отношение к вашим целям и нет. Найти и разобрать что нужно именно вам, не хватит никакой усидчивости. А ведь недостаточно просто разобрать. Сначала потребуется просмотреть десятки часов материала, затем выделить для себя главное, правильно усвоить (что в случае самообучения не гарантировано), затем все сложить в систему и закрепить на практике. В свободном доступе много полезной информации, но слепо изучать в интернете все подряд не стоит.
Рассматривайте самообучение не как разовое мероприятие, а как философию. Всегда старайтесь смотреть на шаг вперед и учиться по ходу дела. Я практически каждый день так или иначе обучаюсь: изучаю тренды, новые технологии и возможности, которые они открывают, смотрю онлайн уроки про конкретные технические нюансы. За все время я прошел сотни, если не тысячи часов обучающих материалов, и могу точно сказать, что лучше персонального обучения с хорошим качественным контактом, вряд ли можно что-то найти. Самообучение — это неотъемлемая часть вашего роста, но не панацея.

Беспроигрышные методы самообучения

Как стать профессиональным фотографом

Анализируйте фотографии. Смотрите работы, которые вам нравятся. Пробуйте анализировать. Не стесняйтесь, если не можете подобрать слов. Сначала это будет на примитивном уровне: нравится / не нравится. Позже вы начнете выявлять технические особенности снимков, оценивать освещение и колористику. А там уже недалеко и до эстетики кадров. Но не торопитесь, двигайтесь шаг за шагом, всему свое время.
Изучайте фототехнику. Узнайте основы строения фотоаппарата, принципы экспонирования. Разберитесь с базовыми параметрами экспозиции: диафрагма, выдержка, iso. Почитайте о цветовой температуре, фотофильтрах. Стремитесь к тому, чтобы фотографировать в ручном режиме и осознанно контролировать изменения в своих работах, управлять процессом съемки. Профессионалы работают только так.
Изучайте графические редакторы. Рано или поздно вам придется освоить обработку в том или ином объеме: будь то raw-конвертация или журнальная ретушь. Начните с азов. Установите фотошоп, изучите рабочую область, инструменты, фильтры, их предназначение и свойства. Поймите принципы работы программы, разницу между растровой и векторной графикой. Попробуйте совершать самые простые операции. Эти знания пригодятся 100%. Со временем переходите на более высокий уровень, пробуйте воплощать интересные эффекты, осваивайте новые техники, при необходимости пройдите онлайн обучение.
Но помните, ни один из перечисленных способов обучения или самообучения по отдельности не решит ваши проблемы. Лучшее решение — грамотно оценивать свое текущее состояние и подбирать пути, которые могут оказаться наиболее эффективными именно в данный момент.

Вечные проблемы новичков

Найти хорошую работу для начинающего фотографа непросто. Причин множество:
— во-первых, оборудование, которое позволит вам обеспечивать конкурентоспособный результат, стоит недешево. А покупать его, не научившись фотографировать — очень опрометчиво;
— во-вторых, начинающий фотограф не может гарантировать клиенту результат из-за недостатка опыта. Для заказчика этот фактор является ключевым. Ведь никто не хочет брать на себя лишние риски да еще и за свои же деньги;
— в-третьих, неквалифицированный труд оплачивается плохо. Вам самим зачастую невыгодно и неинтересно заниматься тем, что предлагают работодатели.
Да, это трудности. Но не бойтесь, они преодолеваются. По началу не стесняйтесь снимать бесплатно. Ведь главные задачи на пути к тому, чтобы стать профессионалом: развивать вкус и научиться хорошо фотографировать.
Чуть не забыл про самый актуальный вопрос: сколько зарабатывает фотограф, особенно начинающий? — Это тема отдельного разговора, ее я описал по ссылке выше. Затронем мы и тему выхода новичков на рынок. Но уже в следующих материалах. Не забывайте следить за обновлениями, делитесь с друзьями, оставляйте комментарии и добавляйтесь в социальных сетях. До скорых встреч, мои любознательные друзья.

Share on VKTweet about this on Twittershare on TumblrPin on PinterestEmail to someone
Назад
Вперед

Рекомендации


Об авторе
Об авторе

Фотограф, Арт-директор

Более 10 лет в рекламе и fashion.

Клиенты: LVMH, Сanon, Hyundai, Dyson, Volvo, DHL, Pepsi и другие.